Духи существуют: какие лесные духи существуют – Москва 24, 07.10.2016

Существуют ли «правильные» слова для описания духов?

Случалось ли с вами такое, что, вдохнув аромат понравившихся духов, вы  просто не можете подобрать слова, чтобы описать свои чувства и эмоции? Можно утверждать, что с этой странностью сталкивался каждый из нас. Ведь аромат духов – нечто воздушное и неуловимое, наполненное оттенками и нюансами, легко ускользающими от логики и понимания. Каждый парфюм способен слегка задеть события из прошлого. Набоков в одном из своих произведений написал: «Запах, отказавшийся в последнюю секунду сообщить воспоминание, о котором был готов, казалось, завопить…».

 Если бы существовал какой-нибудь «словарь запахов», то всем было бы значительно легче описывать свои ощущения от контакта  как с любимыми духами, так и с новинками. Именно ощущения, ведь они такие неуловимые, такие субъективные и такие разные у каждого из нас. Эти ощущения нельзя потрогать руками или рассмотреть, ведь их нельзя визуализировать. Потому мы и изощряемся в выражениях, чтобы подобрать точные слова для описания того или иного аромата и связанных с ними ощущений: цветочный и фруктовый, амбровый и мускусный, кислый и сладкий, свежий и насыщенный, ванильный и пачулевый или же тонкий и нежный, легкий и резкий, томный и страстный, романтичный и пленительный. … Таких эпитетов можно подобрать множество, и все равно остается ощущение, что что-то недосказано, что-то не передано…

 Техника развивается, а наука движется вперед, облегчая нам жизнь. Возможно, что-то изменится в наше время и с проблемой описания духов? Возможно, найдется умная голова, которая найдет правильные слова для описания каждого аромата? Нет, нет и еще раз нет. Чем дальше развивается парфюмерное дело, тем сложнее и сложнее описывать ароматы. Почему, спросите вы. А ответ предельно прост. Парфюмерные дизайнеры стремятся завоевать сердца людей и создают все большее и большее разнообразие ароматов. Каждая новинка поражает сложностью своей композиции, что еще более усложняет задачу описания парфюма. И, тем не менее, сейчас, как никогда ранее, во многих периодических изданиях и иллюстрированных журналах появляется большое количество описаний парфюмов, которым более или менее удается приблизиться к истинному образу аромата. Однако, если внимательно перечитать хотя бы десяток описаний парфюмов, то можно заметить, что очень часто встречаются одни и те же слова и выражения. Можно предположить, что пресса создала определенный стереотип, согласно которому оценивает все парфюмы. Сложилась определенная классификация парфюмов, которой пользуются журналисты в своей работе. Так, духи бывают:

 

  • свежими и бодрящими, живыми и необузданными;
  • элегантными и изысканными, женственными и чувственными;
  • романтическими и нежными, загадочными и необычными;
  • экзотическими и терпкими, пьянящими и пленительными;
  • сильными и насыщенными, волнующими и пряными.

 

Помимо эпитетов, запахи можно описывать и метафорами. Так, духи сравнивают с шедеврами и талисманами, украшениями и декорами, музыкой и зовом души… Вариантов бесконечное множество. Не столь важно, отражают ли эти слова сущность аромата, но одну свою задачу они выполняют точно – почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, подобные описания  привлекают внимание потенциального покупателя. Так, благодаря журналистскому мастерству за рядом брендов закрепились определенные сравнения из категории «шик и шок». К примеру, марку Maximis часто называют абсолютным шиком, а парфюмы Giorgio попадают в категорию совершенно исключительных; бренд Barynia Рубинштейн сравнивают с совершенным барокко, а  компанию Diva Унгаро характеризуют как бесспорно ослепительную. Согласно мнению работников прессы, каждый парфюм – шедевр. Отчасти они и правы, ведь над созданием аромата работают многие люди, которые вкладывают в него свое умение, свои знания и сою душу. Из этих соображений, конечно же, все ароматы, своего рода,  шедевры. Но при этом мы отчетливо понимаем, что не каждый парфюм сможет произвести фурор и быть причисленным к числу произведений искусства. Обычные люди доверчиво относятся к разным публикациям и верят тому, что пишут о парфюмах  в разных журналах. При этом «журнальный» образ иногда отличается от истинного.

 Так, в понимании журналистов Cосо Шанель – это чувственный аромат с пряными цветочными и фруктовыми нотами. В профессиональных бюллетенях  этот парфюм описывается как аромат, полный неги и отличающийся кожаными оттенками, амбровыми и лесными нотками. Журналисты описывают Ysatis Живанши как дух тысяч женщин в одной. Профессионалы же рисуют  образ парфюма в виде сладострастной женщины, обладающей невероятным шармом. В общих чертах описания схожи, однако отличаются тем, что журналисты подбирают слова-ловушки для покупателей. Эти ловушки создают образ парфюма, который включает в себя не только описание самого аромата, но и косвенно напоминает о бренде, об его известности и популярности. Зачастую покупатель покупает парфюм только потому, что он принадлежит известной торговой марке: мы стремимся стать членом сообщества Тех, Кто Обладает. Нельзя сказать, что это плохо. Ведь образ парфюма – плод труда разных людей: художников, дизайнеров, музыкантов, поэтов, психологов и режиссеров. Они делают все, чтобы парфюм нашел своего потребителя. Вкусы у людей разные, и никто не запрещает любить тот аромат, который не пришелся по вкусу подруге. А если образ парфюма еще и притягивает к себе, то это лишний раз доказывает, что полагаться нужно исключительно на свои ощущения и на свое восприятие.

Случайные записи

Осень ― не только прекрасная пора золотых и багряных листьев, но и благодатное время для ухода за волосами, «уставшими» от летней жары, сухости, ультрафиолета.

Есть ароматы модные, есть те, что быстро вышли из моды, а также такие, которые уже стали неоклассикой и много лет подряд не теряют актуальность! 

В 2019 году французский модный дом Marc-Antoine Barrois выпустил аромат Ganymede, ставший одним из самых популярных и обсуждаемых хитов последних нескольких лет. Его любят, его ненавидят, он окружён слухами и легендами…

Многие парфюмерные компоненты являются афродизиаками ― природными веществами, способными пробуждать или усиливать чувственность и сексуальное влечение, привлекать внимание противоположного пола.

«100% натуральные духи существуют» • ImOrganic

В своё время я пользовалась парфюмом, выбирая его исключительно по аромату — мне было неважно, натуральный он или синтетический. Потом был перерыв в несколько лет, когда я не пользовалась ничем, а этим летом я снова решила выбрать аромат, который мне откликнется. Так у меня оказались синтетический Demeter и натуральные духи парфюмера Лены Турман — летние, с сочным ароматом тархуна. В последний я влюбилась с первых же нот и, недолго думая, решила встретиться с его создательницей, чтобы поговорить о натуральной парфюмерии, синтетических ароматах и о том, насколько был прав Зюскинд, так ярко описавший жизнь и смерть Жана-Батиста Гренуя в своём знаменитом романе «Парфюмер».

Лена, как становятся парфюмерами?

У каждого свой путь. Но чаще всего это стремление к новому опыту. Как правило, у парфюмеров хорошо развито обоняние, через нос они воспринимают мир. Кто-то познает мир, глядя на картины, а парфюмеры — чувствуя запахи. Они изучают, чем пахнет всё вокруг: дома, улицы, растения, другие люди.

То есть Зюскинд был недалёк от истины.

В каком-то смысле да, но женщин всё-таки бессмысленно варить. И там показан настоящий талант, уникум, которых в мире крайне мало. На самом деле, работа парфюмера — это труд, как и любое дело. 30% всего времени занимает творчество, все остальное — ежедневные усилия по доработке и «докручиванию» аромата, его фильтрации, настаиванию, созданию описания, этикеток и другая, в том числе административная работа.

Где учат парфюмеров?

Самые известные — Международный институт парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов (ISPICA) в Париже, Школа швейцарского парфюмерного концерна Givaudan и Грасский институт парфюмерии. В Москве выпускница Грасского института проводит курсы для будущих парфюмеров. В нём четыре блока, по неделе обучения каждый, последний блок — в Грассе, на базе института. После обучения вы не станете дипломированным парфюмером, но определённое представление о парфюмерии получите.

В Петербурге есть Школа парфюмеров на базе Музея парфюмерии. Основана школа Элиной Арсеньевой, парфюмерным историком, и Натальей Светлой, частным парфюмером. Обучение длится год, изучают как историю парфюмерии с дегустацией винтажных ароматов, так и парфюмерные компоненты, а потом на практике делают духи по заданным параметрам. Именно эту школу я и закончила.

В любом случае, самое важное в этой работе — практика, по большей части самостоятельная.

Как ты к этому пришла?

Ближе к 30-летию я начала задавать себе вопросы: что дальше? кем я хочу быть? Появился интерес делать что-то самой. Вместе с тем мне сложно было найти свои духи: ничего не нравилось и не хотелось. И вдруг я узнаю, что в Петербурге есть Музей парфюмерии, и там же настоящий парфюмер проводит мастер-класс по созданию аромата. Недолго думая, отправилась туда! Дальше как в тумане — с первого раза у меня получается мой аромат, это вдохновляет, окрыляет. Наталья Светлая приглашает на собеседование в Школу парфюмеров, утверждая, что у меня получится, есть способности. Конечно же, иду на него!

В Школе парфюмеров обучение строится на знании истории и практическом опыте: раз в неделю — парфюмерное искусствоведение, где Элина Арсеньева рассказывала о парфюмерах прошлого и настоящего с дегустацией её коллекции (а там и винтажи середины XX века), второе занятие — практическое, с парфюмером Натальей Светлой, где мы изучали компоненты, запоминали их и тренировали ольфакторную память (способность распознавать ароматы — прим. ред.). Духи тоже делали, конечно! Учебный год прошёл на одном дыхании, и вот он — самостоятельный опыт и практика.

У тебя врождённая способность различать запахи?

Вообще нет, но ведь её можно развить. Упорным трудом и постоянными занятиями. Меня часто спрашивают, могу ли я почуять что-нибудь в радиусе километра. Нет, не могу. Я могу понять какие-то ноты в духах, но весь состав не назову. Даже профессионал этого не сделает. Персонаж Зюскинда мог. Наверное, есть два-три человека на планете, которые могут. Это большая редкость.

Кстати, кофе парфюмерам можно?

Можно. Конечно, если парфюмер занят созданием аромата, лучше в процессе пить воду или чай, но полного запрета на кофе нет. Я где-то читала интервью с французским парфюмером, и он говорил, что есть куча мифов вроде того, что парфюмерам нельзя курить, да ничего нельзя, чтобы нюх не испортился. Это не так. Главное вовремя лечить насморк, а всё остальное можно, просто в небольших дозах.

Что становится определяющим в создании аромата?

Идея. Если она есть, при помощи наставника — он нужен на первых порах — ты сделаешь что угодно. Так я провожу и свои мастер-классы. Бывает, хочется поэкспериментировать, смешать разные ароматы, но это уже опыты. Если стоит задача сделать конкретный аромат, сначала придумываешь идею. Для этого нужно знать компоненты, помнить, как они все пахнут — и тут нужна практика.

Расскажи про свой первый аромат. Каким он был? Делала его для себя?

Если брать первый аромат в моей сегодняшней коллекции, это «Липовая аллея». Идея пришла во время велосипедной прогулки по Старому Петергофу: тёплое лето, самая середина, цветущие липовые деревья, пахнет зеленью, скошенным сеном и мёдом. Очень вдохновилась и на следующий день села воспроизводить эту картину. На мой взгляд, удалось! Отзывы это тоже подтверждают.

Как парфюмер выбирает, создавать ароматы из натуральных ингредиентов или синтетических?

У каждого своя концепция. Есть гильдия натуральных парфюмеров, она находится за рубежом и в ней около 50 парфюмеров, если не ошибаюсь. Её основательница Аманда Афтель живёт в Калифорнии, как и многие другие парфюмеры. Они делают духи из натурального сырья на спиртовой основе — часть сырья, кстати, производится там же, в Калифорнии. В России есть несколько парфюмеров, работающих с натуральным сырьём, например, Анна Зворыкина, которая выпустила книгу «От гвоздики до сандала». Я зачитываюсь её статьями. Они биолог по образованию, тоже делает натуральные духи. Причём она не против синтетических, просто есть альтернатива, которая ей ближе. Мой преподаватель Наталья Светлая тоже начинала как натуральный парфюмер, но позже познакомилась с аромахимией и поняла, что не хочет себя ограничивать, а будет работать и с тем, и с другим. Так что это выбор каждого.

Почему ты сделала выбор в пользу натуральных?

На самом деле я не знаю, что будет дальше. Я пробовала использовать синтезированные молекулы — это интересный опыт, потому что в природе нет, например, натурального эфирного масла ландыша. Духи с ландышем и сиренью это заведомо молекулы — таких эфирных масел нет. И подобных ингредиентов много, когда растение пахнет хорошо, а эфир не получить. Я пробовала работать с молекулами, но мне некомфортно. Я люблю каждое эфирное масло за то, что оно пахнет сразу многими вещами, а молекула чаще всего пахнет чем-то одним. К тому же с молекулами сложнее работать, нос сильно устаёт, мне тяжело. Если с натуральными я могу работать 5-6 часов — не каждый день, но могу, то с молекулами — максимум час. После нос перестаёт что-то чувствовать.

При этом я не против синтетических духов, но пока у меня «натуральная» концепция. Мне нравится работать с природным сырьём. К тому же я знаю, что есть любители такой парфюмерии — те, кто хочет пользоваться только натуральными духами.

К слову, неоднократно слышала, что полностью натуральных духов не бывает.

Неправда. 100% натуральные духи существуют — я такие делаю.

Насколько натуральные духи стойкие? Если сравнивать с синтезированными.

Это сильно зависит от аромата. В целом они менее стойкие, потому что не используются фиксаторы (как правило синтезированные). Но если это какой-то шипр, сложная конструкция, где 20-30 компонентов, аромат будет держаться от трёх до пяти-семи часов. Если же это что-то лёгкое, цитрусовое, цветочное, нежное, то они будут держаться меньше.

Сколько в среднем ингредиентов содержат натуральные духи?

Если это что-то сложное, когда аромат меняется, постепенно раскрывается, тогда это 20-30 ингредиентов, иногда даже 40, но я не люблю использовать много компонентов. Каждое эфирное масло довольно сложное, и если смешать 40, может получиться компот. Такого нужно избегать. В среднем 15-20 ингредиентов позволяют создать хороший аромат.

Можно как-то понять, натуральные передо мной духи или нет?

Практически невозможно. Многие синтезированные молекулы пахнут чисто — человек не поймёт, натуральный состав или нет. Да и профессионал не всегда сможет отличить.

То есть производитель может использовать синтетику, но написать «натуральные духи»?

Теоретически да. Можно сделать анализы, но кто это будет делать? Поэтому следует изучать историю бренда и решать, доверять или нет. Всё сводится к доверию. Важно помнить, что из натурального сырья не сделать, например, свежие морские ароматы — это однозначно молекулы, причём молекулы не самые дорогие.

Как происходит создание аромата?

Как я уже сказала, сначала придумываю идею, потом подбираю компоненты. Дальше составляю формулу с пропорциями ингредиентов и начинаю делать: смешиваю и пробую по ходу — нравится или не нравится. Изначально я примерно представляю, что получится, но нужно обязательно подождать хотя бы неделю, а лучше две-три, чтобы аромат созрел. Он всегда чуть-чуть меняется — не кардинально, но изменения происходят. Он становится более гладким, более приятным.

Где ты берёшь ингредиенты?

В основном заказываю во Франции или США, там много натуральных эфирных масел. В России есть хороший поставщик, который закупает натуральные ингредиенты во Франции и Америке.

Когда аромат готов, тестируешь на друзьях?

Я проверяю на всех своих знакомых и друзьях, потому что мне может нравится одно, а окружающим другое. Изначально делаю 100 мл и смотрю, как люди реагируют.

Ты когда-нибудь делала духи в подарок близкому человеку? Как ты понимала, какой аромат ему нужен?

Мой мужчина не так избирателен, носит один из ароматов моей коллекции. Делала однажды духи подруге по описанию: она сказала, чего бы хотелось, я сделала по описанию и отправила — потом она добавку просила, понравились!

Делать аромат на своё усмотрение не люблю. Я понимаю, что духи — это очень личное, и даже если мне кажется, что человеку на 100% подойдёт, делать по-своему не буду. Обязательно дам на пробу и спрошу, всё ли нравится, что хочется поменять. Я за то, чтобы духи приносили радость.

Сколько спирта в духах?

Чтобы ответить на твой вопрос, я должна рассказать о классификации парфюма. В духах больше всего душистых веществ — 20-30%, поэтому они более стойкие и насыщенные. В парфюмерной воде душистых веществ 15-20%, а в туалетной воде их — 10-15%. Есть ещё одеколон — 3-5%. Всё остальное — спирт и вода.

Вода?

Да. Чаще всего используется не просто спирт, а смесь спирта и воды, потому что какие-то компоненты лучше растворяются в воде. Но спирта всегда больше, чем воды, и пока лучшей альтернативы ему не нашли.

От чего зависит, как раскрывается аромат и раскрывается ли вообще?

Это зависит от количества компонентов, насколько правильно они скомпонованы в формуле, от самой идеи. Когда в духах есть хотя бы три-четыре компонента разной летучести, все они будут раскрываться по мере испарения. Например, у нас аромат из бергамота, жасмина и сандала. Сначала «улетит» бергамот, так как его молекулы самые лёгкие по сравнению с остальными, потом — жасмин и сандал. И чем богаче каждый из «слоев» (база, сердце, верх), тем интереснее они будут раскрываться и пахнуть. Тут важно тоже не переборщить, как и везде.

Как понять при выборе духов, каким будет аромат?

Всегда нужно подождать — минимум три часа. Нанести (лучше на себя) и понаблюдать, как раскрывается аромат. К тому же духи в разную погоду будут пахнуть по-разному, и ваше настроение сильно влияет на восприятие аромата. Это проверено. Весной я влюбилась в один аромат с базиликом, он был прекрасен. Я попробовала его снова спустя два месяца — уже летом — и поняла, что он меня душит, он мне неприятен.

Почему ты решила создать летние ароматы? Почему базилик, тархун? Что тебя вдохновило?

Меня давно все просили сделать что-то летнее, свежее, лёгкое. Для натуральной парфюмерии такие ароматы — почти миф, потому что даже самые лёгкие кажутся людям непривычно тяжёлыми. К такому нужно привыкнуть, и уже со второго, третьего раза тот, кто хочет найти лёгкие натуральные духи, найдёт и распробует их. Выбор невелик, когда делаешь из натурального сырья. Лёгкими будут зелёные и цитрусовые ноты, плюс нужна лёгкая база, чтобы аромат держался, а держится он, как правило, на древесных ароматах, на смолах, молекулы которых тяжелее. Сделать относительно стойкие свежие натуральные духи — задача непростая.

Назови свой любимый аромат из твоих духов. Почему именно он?

Люблю почти все, а вот носить предпочитаю Антананариву (столица Мадагаскара). Мне хотелось сделать духи для себя, цветочные и в то же время с богатой древесно-смолистой базой. И они получились. Это рассказ о жарком южном городе, где вечное лето, запахи пряностей, цветов и деревьев. Очень его люблю практически в любое время года, даже в жару.

Есть рекомендации, куда лучше наносить духи?

Основная рекомендация — цитрусовые лучше не наносить перед выходом на солнце, поскольку они могут вызывать фотосенсибилизацию. Если натуральные духи насыщенные тёмные, на светлую одежду лучше их не распылять. Чаще всего одежда не пачкается, но это мера предосторожности. На волосы наносить можно, но из-за спирта усердствовать не стоит. Можно распылить духи в воздух и пройти под облаком. Либо наносить на точки пульсации, летом — под коленки.

Гренуй хотел создать идеальный аромат, а у тебя есть похожая мечта? Аромат, который ты очень хочешь создать, но пока не получилось.

Да, есть. Причём вариаций на тему много, мне они все нравятся, но вот немного не то. У меня даже есть название и этикетка! Так что всё впереди!

В Санкт-Петербурге попробовать духи Лены Турман можно в магазине Zelenika. А если найдёте свой аромат и решите купить, по коду imorganic вам сделают скидку 10%.

Фотографии из личного архива Лены Турман.


comments powered by HyperComments

Психология: Правда о паранормальных явлениях

Загрузка

Подробно | Психология

Психология: правда о паранормальных явлениях

Дэвид Робсон, 31 октября 2014 г.

Почему в 21 веке так много людей все еще верят в паранормальные явления? Дэвид Робсон обнаруживает, что есть веская причина, по которой мы придерживаемся суеверий, и несколько удивительных преимуществ.

S

Вскоре после Второй мировой войны Уинстон Черчилль посетил Белый дом, когда, как говорят, он пережил сверхъестественное. Приняв долгую ванну со виски и сигарой, он, как сообщается, вошел в соседнюю спальню, где его встретил призрак Авраама Линкольна. Невозмутимый, даже совершенно голый, Черчилль, по-видимому, заявил: «Добрый вечер, господин президент. Вы, кажется, ставите меня в невыгодное положение. Дух улыбнулся и исчез.

Его предполагаемый контакт со сверхъестественным ставит Черчилля в блестящую компанию. Артур Конан Дойл разговаривал с призраками через медиумов, а Алан Тьюринг верил в телепатию. Трое мужчин, которые были известны своим острым как бритва мышлением, но не могли перестать верить в невозможное. Вы вполне можете присоединиться к ним. Согласно недавним опросам, целых три четверти американцев верят в паранормальные явления в той или иной форме, а почти каждый пятый утверждает, что действительно видел призрака.

Заинтригованные этими устойчивыми убеждениями, психологи начали выяснять, почему некоторые из нас не могут избавиться от старых суеверий и фольклора. Их выводы могут указывать на некоторые скрытые достоинства веры в паранормальные явления. По крайней мере, это должно заставить вас задаться вопросом, придерживаетесь ли вы более коварных представлений о мире.

Некоторые паранормальные явления легко объяснимы, они основаны на ошибочной деятельности мозга. Сообщения о полтергейстах, невидимо движущихся объектах, по-видимому, согласуются с повреждением определенных областей правого полушария, отвечающих за визуальную обработку; Между тем, некоторые формы эпилепсии могут вызывать жуткое ощущение, что кто-то преследует вас поблизости — возможно, это лежит в основе рассказов о безликих «людях-тенях», скрывающихся в окрестностях.

(Thinkstock)

Тем временем внетелесные переживания в настоящее время считаются неврологическими явлениями, а некоторые визуальные иллюзии могут сбивать с толку здоровый мозг и создавать мифических существ. Например, один молодой итальянский психолог однажды утром посмотрел в зеркало и увидел, что на него смотрит седой старик. Его более поздние эксперименты подтвердили, что иллюзия удивительно распространена, когда вы смотрите на свое отражение в полумраке, возможно, потому, что мозг изо всех сил пытается построить контуры вашего лица, поэтому он начинает пытаться восполнить недостающую информацию — даже если это приводит к к появлению черепов, старых ведьм или отвратительных животных.

Таким образом, любая комбинация истощения, наркотиков, алкоголя и игр света может способствовать единичным, изолированным наблюдениям, подобным тому, о котором сообщил Черчилль. Но как насчет опыта таких людей, как Конан Дойл, которые, казалось, видели потусторонние действия изо дня в день?

Защитный щит

Психологи, изучающие религию, давно подозревали, что вера в паранормальные явления может быть своего рода щитом от еще более суровых истин мира. Идея состоит в том, что когда происходит что-то неожиданное — смерть, стихийное бедствие или потеря работы, — мозг пытается найти ответы, ища смысл в этом хаосе. «Это настолько неприятное состояние, что если оно не может получить контроль объективно, мы получим его, воспринимая больше структур вокруг нас, даже если их не существует», — говорит Дженнифер Уитсон из Техасского университета, изучающая восприятие паттернов. и суждение и принятие решений. Она обнаружила, что даже простое обращение к людям с просьбой вспомнить время, когда они чувствовали себя неуправляемыми, может заставить людей увидеть иллюзорные силы в действии. Это включало в себя, например, наблюдение закономерностей в случайных движениях фондового рынка, но также могло проявляться путем связывания двух не связанных между собой событий, таких как вера в то, что «постучать по дереву» на удачу улучшит ваши шансы на собеседовании при приеме на работу.

(Thinkstock)

Антропоморфизм — еще один распространенный способ, которым мы пытаемся понять события, — говорит Адам Вейц из Северо-Западного университета в Иллинойсе. Таким образом, мы можем думать, что за бурей скрывается дух или что демон заставляет нас заболевать, вместо того чтобы признать, что мы не можем контролировать этот вопрос; и если ветка стучит в ваше окно, вы можете быть более склонны представить, что это призрак, посылающий вам сообщение. «Мы создаем веру в призраков, потому что нам не нравится верить, что вселенная случайна», — говорит Вейц. Опять же, это кажется более распространенным, когда мы чувствуем меньший контроль над своей жизнью.

Учитывая эти странные повороты ума, могут ли некоторые люди быть естественным образом склонны видеть скрытые закономерности и мотивы, и может ли это объяснить, почему они более суеверны, чем другие? Это вопрос, на который Тапани Риекки из Хельсинкского университета в Финляндии пытался ответить в течение последних нескольких лет. Он говорит, что верующие часто приветствуют его исследования, так как искренне не могут понять, почему другие не разделяют их мировоззрение. «Они говорят: «Я не понимаю, почему другие люди не чувствуют того, что чувствую я, или не верят в то же, что и я», — говорит он.

Скрытые лица

Риекки недавно попросил скептиков и верующих просмотреть простую анимацию движущихся фигур, лежа в сканере мозга. Он обнаружил, что верующие в паранормальные явления с большей вероятностью видят за движениями какое-то намерение — как если бы фигуры играли в «пятнашки», скажем, — и это отражалось в большей активности мозга в областях, обычно связанных с «теорией разума». ” и понимание мотивов других. Риекки также обнаружил, что люди, которые верят в сверхъестественное, с большей вероятностью видят скрытые лица на повседневных фотографиях. фигура в случайных световых индикациях.

(Thinkstock)

Вдобавок к этому Риекки обнаружил, что у верующих может быть более слабое когнитивное «торможение» по сравнению со скептиками. Это навык, который позволяет вам подавлять нежелательные мысли, поэтому, возможно, нас всех время от времени пугают странные совпадения и закономерности, но скептики лучше отталкивают их в сторону. Риекки приводит в пример человека, который думает о своей матери, но через две минуты она звонит. «Неужели скептики могут смеяться и говорить, что это просто совпадение, а потом думать о чем-то другом?» он задается вопросом. Примечательно, что в другой статье сообщалось, что сторонники паранормальных явлений также склонны больше доверять своим решениям, даже если они основаны на неоднозначной информации. Так что, как только они ухватятся за это убеждение, вы с меньшей вероятностью отпустите его.

Несмотря на это, большинство исследователей сходятся во мнении, что скептикам не следует слишком критиковать людей, которые придерживаются таких убеждений. В конце концов, одно исследование показало, что различные суеверия могут повысить вашу производительность в ряде навыков. В одном испытании использование своего любимого талисмана удачи в тесте на память значительно улучшило память испытуемых, поскольку это, казалось, повысило их уверенность в своих силах. В другом эксперименте проверялись способности испытуемых к игре в гольф. Сказать им, что они использовали «счастливый» мяч, означало, что у них было больше шансов забить, чем у тех, кто просто использовал любой старый мяч. Даже такая простая фраза, как «сломать ногу» или «держу за тебя пальцы», улучшала моторику участников и их способность решать анаграммы.

И даже если вы думаете, что у вас иммунитет, не стоит недооценивать силу внушения. Майкл Нис из Колледжа Лафайет в Пенсильвании недавно попросил группу студентов прослушать звукозаписи американских шоу об охоте за привидениями. Ненавязчивое внушение добровольцам мысли о том, что они участвуют в исследовании паранормальных явлений, увеличило количество голосов, которые, по их словам, они слышали в нечетких записях, несмотря на то, что в большинстве своем они были настроены скептически. Кажется, что малейшее ожидание услышать что-то жуткое может заставить ваш разум зашевелиться.

(Rachel Adams/Flickr/CC BY-ND-2.0)

Исследование Уитсона, тем временем, показывает, насколько легко всем нам представить себе странные события, когда мы чувствуем себя неуверенно. Ее последний эксперимент показал, что даже вселяя в кого-то чувство надежды — обычно считающееся положительной эмоцией — все же может увеличить веру людей в сверхъестественное или теории заговора. Причина, по ее словам, в том, что надежда все еще полна неуверенности; это заставляет вас сомневаться в будущем по сравнению с чувством, подобным гневу, когда вы можете быть более уверены в своей правоте.

И если вы говорите себе, что исходили из суеверий и историй о привидениях, вы все еще можете питать другие убеждения, столь же фантастические, говорит она. Это может быть полномасштабная теория заговора о правительстве или просто подозрения, что ваши коллеги ополчились на вас, основанные на нескольких ложных комментариях.

Возможно, мы можем видеть способность мозга «выявлять» иллюзорные закономерности в реакции на эпидемию лихорадки Эбола, такие как появление народных средств (включая веру в то, что употребление соленой воды является лекарством), опасения на Западе, что она распространяется воздушным транспортом и теориями о том, что он был создан промышленно развитыми правительствами.

«Легко думать о себе как об обладателе рациональных карт, но разумнее понимать, что каждый из нас будет склонен к этим ошибкам, когда почувствует, что нам не хватает контроля», — говорит Уитсон. «Мы все должны быть готовы к более вдумчивой оценке наших предположений». Как показали нам Черчилль, Тьюринг и Конан Дойл, даже самые проницательные умы могут время от времени предаваться фантазиям.

Если вы хотите прокомментировать это или что-то еще, что вы видели в Future, перейдите на наш Facebook или Google+ или напишите нам на Twitter .

Веришь ли ты в призраков? Мы объясняем науку о духах

В Театре Орфеум в центре Феникса люди уже много лет сообщают о призраках в здании. (Фото Ally Carr/Cronkite News)

Смешанная группа скептиков и верующих недавно посетила театр Orpheum, чтобы узнать о призраках, которые бродят по зданию. (Фото Элли Карр/Cronkite News)

Исследователь Гэри Шварц из Университета Аризоны использует лазеры и медиумы, чтобы попытаться обнаружить физические доказательства того, что духи существуют и могут общаться с живыми. (Фото Ally Carr/Cronkite News)

Гэри Шварц, директор лаборатории достижений в области сознания и здоровья в Университете Аризоны,
, изучает существование призраков уже 18 лет. (Фото Элли Карр/Cronkite News)

Группа осматривает театр «Орфей» и узнает о людях и призраках, которые украшают 87-летнюю историю здания. (Фото Элли Карр/Cronkite News)

ТУСОН. В один ноябрьский ненастный день два года назад вода залила окна второго этажа театра Орфей в центре Феникса. Охранник сделал фото на телефон.

Когда она посмотрела на нее, на картинке было изображение призрачной индейской женщины без макияжа и с плохими зубами, сказала Пэтти Данлэп, координатор волонтеров отдела конференц-центра города Феникса, который владеет и управляет театром.

«Я сразу понял, что на этой фотографии она умерла насильственной смертью», — сказал Данлэп. «Было очень, очень страшно. Это единственное, что заставило меня поверить в истории о привидениях. Я всегда думал, что это какая-то фигня… но я действительно не верил в это, пока не увидел эту картинку».

Когда дело доходит до веры в призраков, Данлэп не одинок. По данным опроса Gallup 2005 года, 32% американцев верят в призраков. Недавний опрос Huffington Post/YouGov показал, что 45% взрослых американцев верят, что духи умерших могут возвращаться.

Смешанная группа скептиков и верующих недавно посетила театр, чтобы узнать о призраках, обитающих в здании.

«Вера» или факт?

«Мне не нравится слово «вера», потому что люди могут верить во что угодно, и очень часто наши убеждения не соответствуют действительности, — сказал Гэри Шварц, директор лаборатории достижений в области сознания и здоровья Аризонского университета. «Сейчас я не верю, что духи реальны. Это вывод, к которому я пришел, основываясь на стольких доказательствах, что я больше не могу честно отвергать эти доказательства как неверные».

Шварц изучает существование призраков уже 18 лет. Он начал с проверки подлинности медиумов, людей, которые утверждают, что разговаривают с умершими. Шварц сам учился быть фальшивым медиумом.

«Я неплохой фальшивый медиум», — сказал он. «Следовательно, я мог разработать исследование, которое опровергло бы эти уловки».

В ходе контролируемых экспериментов Шварц сказал, что сможет подтвердить подлинность медиума, если сможет предоставить информацию о духе, с которым они разговаривали, включая интимные подробности, которые медиум не может исследовать заранее. Информацию проверил близкий член семьи или друг погибшего.

«Основываясь на доказательствах, а я провел много экспериментов… я был вынужден сделать вывод, что да, некоторые медиумы реальны», — сказал он. «И как только вы узнаете, что некоторые медиумы реальны, что они не все подделки и не все мошенники, и вы не можете объяснить это ни одним из наших стандартных общепринятых способов, вы должны принять данные и следовать им, где это необходимо. ты.»

Его исследования, финансируемые частными организациями, привели его к выводу, что призраки реальны, и некоторые люди могут общаться с ними.

Следующим шагом Шварца было обнаружение духов. Поскольку некоторые медиумы сообщали, что физически видели духов, Шварц предположил, что они могут обнаруживать духов с помощью фотонов.

В статье, опубликованной в журнале Explore: The Journal of Science and Healing, Шварц пришел к выводу, что можно измерить присутствие духа по увеличению количества фотонов в обычном черном ящике, когда дух появляется внутри ящика.

Теперь он пытается идентифицировать духов, используя метод, который астрономы используют для наблюдения планет вокруг далеких звезд. Единственный способ обнаружить планеты — это когда они проходят перед звездой, блокируя ее свет. Точно так же Шварц надеется обнаружить духов, заставив их провести руками через луч света. Когда фотоны духов блокируют свет, он может обнаружить присутствие призраков. Пока, по его словам, точность технологии составляет всего 70 процентов, что является статистически значимым, но требует дальнейшего тестирования.

А как насчет призраков в реальной жизни? Согласно опросу Huffington Post/YouGov, 28% взрослых сообщили, что видели или находились в присутствии призраков.

Ощущение часто одно и то же: вы чувствуете холодок по спине, а волосы на затылке встают дыбом. У вас возникает это странное ощущение, что кто-то стоит позади вас, но когда вы поворачиваетесь, там ничего нет. Может быть, вы видите, как из комнаты выбегает темная фигура.

«Всякий раз, когда у человека есть такой опыт, мы не можем сказать, исходя из этого опыта, подлинный он или нет, без получения каких-либо других подтверждающих доказательств, подтверждающих этот опыт», — сказал Шварц. «Поэтому иногда эти переживания не связаны с духами, они просто случаются, или они принимают желаемое за действительное, или мы пугаемся, и это ничего. Но в других случаях эти переживания на самом деле отражают моменты, когда мы обнаруживаем присутствие невидимого духа. И задача состоит в том, чтобы мы могли различать, какие переживания являются действительными, а какие нет».

Паранормальное притяжение

Вернувшись в Театр Орфей, люди уже много лет сообщают о призраках в здании. Деньги, полученные от гастролей, пойдут на сохранение театра.

Джо Атредис, организатор турне Phoenix Ghost Tours, работает с Друзьями театра Орфей, чтобы рассказать об истории здания и сообщениях о паранормальных явлениях.

«Здесь, в Орфеуме, многие сотрудники и члены экипажа знали об особом призраке, который очень популярен и хорошо известен. … Ее зовут Мэдди. Правда в том, что мы на самом деле не знаем, кто такая Мэдди», — сказал он.

И они не верят, что она там единственный призрак.

Исторический театр может быть домом для нескольких призрачных личностей, в том числе призрачного кота, который любит играть с компьютерными мышами, сказал он.

«Были времена, когда что-то происходило, это звучало немного странно, но это можно было легко объяснить другими вещами», — сказал Атредиес. «Я делаю все возможное, чтобы на самом деле дисквалифицировать, что это может быть что-то другое. Потому что я думаю, что некоторые из лучших историй о привидениях — это настоящие истории о привидениях».

Recommended Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *