Рациональный характер: Рациональный характер философии

Содержание

Рациональный характер философии

Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает разум. Но эти два слова не тождественны. Все люди относятся к виду Homo sapiens, и в этом смысле все разумны. Но не каждого можно назвать рационально мыслящим человеком. По степени рациональности люди делятся так же, как по расовым, национальным, половым и возрастным признакам.

Что входит в рациональность? Рациональность можно выразить формулой

Р = П + Л + Д,

  • где Р — рациональность;
  • П — понятийность;
  • Л — логичность;
  • Д — дискурсивность.

Определим составные части рациональности. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Эти правила связаны:

  1. с существенностью определения, т. е. представимостью в нем наиболее важных и обобщенных свойств предметов;
  2. всеобщностью определения, т.е. принадлежностью описанных в нем признаков любому конкретному объекту, принадлежащему определяемому классу;
  3.  однозначностью определения, т.е. признанием его правильным всеми людьми;
  4.  положительностью определения, т.е. включением в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.

Что собой представляет все это на практике, можно проверить с помощью любого понятия, например понятия стола. Определение стола как вида мебели неудачно, так как к мебели относятся не только столы (здесь не выполняется свойство однозначности). Определение стола как предмета на четырех ножках также неудачно, так как существуют столы, не имеющие четырех ножек, да и ножек вообще (здесь не выполняется свойство всеобщности). Определение стола как предмета, за которым можно есть, гладить и т.п., неудачно по причине несоответствия требованию существенности определения (по этой причине неудачны определения, состоящие из перечисления). Определение стола как нестула не отвечает принципу положительности определения. Из этого простого примера видно, что создание понятий далеко не тривиальная задача, необходимость которой была вполне осознана на заре философии Сократом. «Хорошо определить понятие, — писал российский философ первой половины XX в. С.Н. Поварнин, — дело обычно трудное, иногда же, особенно в споре, очень трудное, требующее больших знаний, навыка, труда, затраты времени» (Хрестоматия по философии. М., 1997. С. 378).

Значение понятий в философии столь велико, что выдающийся представитель немецкой классической философии начала XIX в. Г. Гегель определил философию как «познание посредством понятий» (Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 1. М., 1975. С. 341). Понятие, по Гегелю, обладает свойством саморазвития, и именно с саморазвития понятий начинается философия.

Второй составной частью рациональности является логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении всей истории философии одним из важнейших ее разделов. Отметим, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Требование логичности можно проиллюстрировать на таком примере.

Рассмотрим умозаключение, состоящее из двух исходных утверждений-посылок и одного вывода.

  1. Все люди должны отвечать за свои поступки.
  2. Годовалый ребенок — человек.
  3. Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки.

Ложный вывод из двух верных посылок следует из-за логической ошибки, а именно потому, что понятие «человек» используется в разных значениях: в первом случае под человеком понимается сознательное правовое существо, а во втором — представитель вида Homo sapiens. Такое использование понятий в разных значениях противоречит первому закону логики — закону тождества, о котором речь пойдет ниже.

Третья составная часть рациональности — дискурсивность. Слово «дискурсия» не надо путать со словом «дискуссия», означающим обсуждение чего-либо. Дискурсия характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. Предположим, вы говорите, что вам нравится какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он нравится — умный, добрый, веселый и т.д., — вы мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.

Одна из важных задач рационализации — прояснение мыслей. По этому поводу С.Н. Поварнин справедливо пишет:

«Иллюзия ясности мысли — самая большая опасность для человеческого ума. Типичные примеры ее находим в беседах Сократа, насколько они переданы в диалогах Ксенофонта и Платона. Подходит к нему какой-нибудь юноша или муж, которому „все ясно“ в той или иной мысли. Сократ начинает ставить вопросы. В конце концов оказывается, что у собеседника иллюзия ясности мысли прикрывает тьму и непроходимые туманы, в которых гнездятся и кроются самые грубые ошибки» (Хрестоматия по философии. С. 381).

Три составные части рациональности развиты в каждом человеке не одинаково, но все они необходимы для философствования, и их наличие определяет рациональность философии как отрасли культуры.

Обращаясь к общей тенденции рационализации, проявляющейся в развитии природы (включая возникновение человека как разумного существа), мышления и общества, можно сказать, что становление философии как рациональной отрасли культуры является закономерным результатом эволюции.

В философии имеет место и иррационализм, но он возможен именно на фоне общей рациональной основы философии. Разницу между рациональным и иррациональным хорошо выражает сравнение геометрической теоремы и сна. В доказательстве теоремы каждое последующее положение вытекает из предыдущего, и в результате получаем цепочку логичных ходов мысли. Совсем не то сон, где каждый образ бывает порой нагромождением вещей, никогда не могущих оказаться вместе в реальности, и потом вдруг он может смениться совершенно другим, никак не следующим из предыдущего. Сон и теорема — две крайности по отношению к рациональности, которые располагаются на разных полюсах сознания.

Рациональность — важнейшее свойство философии. Но имеют значение и другие основания, из которых возникла философия как отрасль культуры. Это интуиция, пришедшая из мистики; стиль изложения, чувство и воображение, главные для искусства; синтез и смысл, присущие мифологии. У разных философов эти составные части философствования развиты в большей или меньшей степени. А вот что для философа не столь важно — это присущие позже возникшим отраслям культуры религиозная вера, научная проверка и идеологический интерес.

Один из крупнейших философов XX в., представитель интуитивизма и философии жизни Анри Бергсон (1859—1941) так пишет о процессе изучения философии:

«На первых порах философская система встает перед нами как законченное здание, с очень искусной архитектурой, и устроенное так, чтобы в нем удобно могли разместиться все проблемы. Созерцая ее в таком виде, мы испытываем эстетическое удовольствие, усиливаемое профессиональным удовлетворением… и под конец начинаем ясно различать в системе то, что мы в ней искали: более или менее оригинальный синтез тех идей, в обстановке которых жил философ» (Хрестоматия по философии. С. 103).

Но потом мы понимаем, продолжает Бергсон, что в основе сложной философской системы лежит простота изначальной интуиции автора. Понятие интуиции как важного элемента философского познания Бергсон обосновал в работе «Философская интуиция». Он говорил о двух способах познания, но затем русский религиозный философ XX в. Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965) объединил их, утверждая, что в основе рационального познания лежит познание интуитивное.

«В философии следует отмечать ядро ее, философскую интуицию, питающуюся у источника нашего интимного «я», и ее оболочку, философскую надстройку познавательного типа, призванную выявить и оправдать эту интуицию» (Хрестоматия по философии. С. 151).

Рационализация интуиции — задача сложнейшая, и недаром Н.А. Бердяев пишет даже так:

«Убийственным для мистического опыта. оказывается понятие» (Хрестоматия по философии. С. 281).

Философия движется от интуиций, которые в дальнейшем подтверждаются рациональностью разума.

Рациональное и иррациональное мышление: особенности, методы и советы по развитию

Вы чаще принимаете обдуманные решения или руководствуетесь интуицией, а может вы используете сразу два метода. Давайте разберемся, в чем разница между рациональным и иррациональным мышлением, и какой тип мышления лучше развивать. Рациональное мышление основывается на логическом принципе, блокируя влияние эмоций, настроения, все субъективные формы. Иррациональное мышление, наоборот, обращается в первую очередь к чувствам, эмоциям и переживаниям, не ограничивая мысли никакими рамками.

Рациональное и иррациональное мышление является противоположными сторонами одного целого. Многие предпочитают придерживаться рационального подхода, не развивая дополнительно другие способности. А ведь эти два типа мышления могут отлично дополнять друг друга. Изучив методы противоположных мышлений, вы сможете быстрее ориентироваться в различных неизвестных ситуациях.

Методы рационального мышления

Люди с развитым рациональным мышлением опираются на факты, логику, четкие рассуждения. Они не торопливы, даже медлительны в принятии решений. Каждый шаг они тщательно обдумывают, анализируя и сравнивая имеющиеся данные. Такие люди обладают следующими умениями:

  • Анализируют проблему. Для того, чтобы принять решение, они сначала мысленно разложат ситуацию на части, детали, чтобы понять взаимосвязь.
  • Синтезируют детали. Отдельные части проблемы объединяют в единое целое, чтобы увидеть полную картину.
  • Сравнивают факты. Сопоставляя различия разных событий, определяют нечто общее, что способствовало происходящему.
  • Абстрагируются от лишних деталей. Чтобы докопаться до истины и увидеть корень проблемы, они отбрасывают лишние элементы.
  • Систематизируют информацию. Полученные факты объединяют в единое целое. Все в мире взаимосвязано, нет такого явления, которое бы существовало отдельно друг от друга.

Все эти приемы можно использовать как в научной деятельности, так и в обычной жизни. Рациональное мышление более развито у тех, кто увлекается точными или естественными науками: математика, химия, физика, биология.

Методы иррационального мышления

В основе иррационального мышления лежит импульсивное принятие решений, сформированное на эмоциях, самоощущение и чувствах. Рассмотрим принципы иррационального мышления:

  • Интуиция. Это некое предчувствие, ощущение, не подкрепленное никакими фактами и логикой. Просто нужно поступить в этой ситуации так, как говорит сердце, а не иначе.
  • Озарение. Внезапное осознание верного решения, мгновенное появление правильной мысли. Озарение может прийти, например, во сне, утром за завтраком или в беседе с другом.
  • Воображение. Это способность человека моделировать ситуацию и решать проблему без использования практических навыков. Додумывать недостающие элементы и восстанавливать общую картину произошедшего.

Это основа иррационального мышления, также сюда можно добавить эмоциональные реакции, духовные прозрения, медитацию, подсознание, созерцание и другие. Иррациональное мышление более развито у тех, кто увлекается искусством, творчеством, верят в чудеса.

Развивать оба вида мышления можно в любом возрасте. Это непрерывный процесс, которые требует постоянной работы над собой. Существуют различные упражнения, которые помогут сформировать мышление как у взрослого, так и у школьника. Если вы хотите прокачать свои навыки, развить свои слабые стороны, то пройдите онлайн-курс «Эмоциональный интеллект». Узнаете, как повысить личную эффективность, научитесь работать со своей мотивацией, привычками, восприятием и эмоциональным состоянием.

линейная алгебра — Каковы рациональные характеры $GL(n)$?

спросил

Изменено
1 год, 7 месяцев назад

Просмотрено
218 раз

$\begingroup$

Я имею в виду этот вопрос о символах $GL(n)$. \times$) группы $GL(n)$ факторизуются по определителю.

Однако меня интересуют рациональных символов . Как определить рациональные характеры $GL(n)$? Только ли они заданы полиномами в определителе? (мы знаем, что это действительно полиномы, т. е. рациональные, но откуда мы знаем, что они единственные?)

Меня особенно интересует, что это решетка , поскольку мы часто говорим о решетке рациональных символов.

А как насчет $SL(2)$? Все ли они тривиальны, потому что определитель там тривиален? 9n)$ то же самое, за исключением того, что представление детерминанта теперь тривиально.

$\endgroup$

4

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но никогда не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

10 самых рациональных аниме-персонажей, рейтинг

Некоторые аниме-персонажи никогда не сдаются под давлением и не позволяют своим эмоциям взять над собой верх. Это рациональные люди, которые всегда стараются смотреть на вещи объективно. Многие персонажи аниме, как правило, позволяют своим эмоциям взять верх над собой, например, Катсуки Бакуго из My Hero Academia, чья ярость непостоянна, или Убийца демонов Зеницу Агацума, который убегает с криком и плачем при первом виде опасности.

по теме: 10 аниме-персонажей с обостренными чувствами

Тем не менее, в среде есть много рациональных персонажей, которые ведут своих более эмоциональных сверстников к благоприятному решению их проблем. Они никогда не позволяют каким-либо личным чувствам омрачить их суждение.

10/10 Трудно смутить Соске Сагару (Цельнометаллическая паника!)

Full Metal Panic! Сосуке Сагара вырос в раздираемой войной стране, поэтому его довольно сложно вывести из себя. Всю свою жизнь он был окружен бедствиями и беспорядками, и в результате у него очень милитаристский подход к жизни. Он обращает внимание на мелкие детали, которые другие даже не заметят, и вообще ко всему относится с подозрением.

До того, как его назначили на Чидори, Соске не имел связи со своими эмоциями и едва понимал, как они функционируют. С тех пор, как он встретил ее, у него было больше «нормального» опыта для человека его возраста, и он научился строить значимые отношения с другими.

9/10 Эрвин Смит принимает трудные решения (Атака титанов)

Атака Титанов Серия полна моральных дилемм, и кажется, что Эрвин Смит находится в авангарде большинства из них. На протяжении всей серии ему приходилось принимать трудные решения, которые привели к гибели бесчисленного количества солдат и массовым разрушениям во имя победы человечества над Титанами.

Когда один план потерпел неудачу, он был быстр на ногах и сразу же придумал новый запасной вариант. Боевые Титаны приводили полк разведчиков в непредсказуемые ситуации, и Эрвин всегда оставался достаточно хладнокровным, чтобы это никогда не заставало его врасплох.

Навыки дедуктивного мышления 8/10 L не имеют себе равных (Тетрадь смерти)

L из Тетрадь смерти всегда на несколько шагов впереди своей цели. Благодаря непревзойденным навыкам дедуктивного мышления и жуткому спокойствию во время допросов, не вызывает сомнений, что Л — лучший детектив в мире.

СВЯЗАННЫЕ: 10 лучших персонажей аниме, у которых нет выражения лица

L загнал Лайта в угол, и у него было почти достаточно улик, чтобы предъявить ему обвинение по делу Киры. Он блестящий детектив, освоивший искусство использования стратегической дезинформации, чтобы вытянуть из кого-то правду. Он пойдет на решительные меры, чтобы доказать свою точку зрения, даже если другие попытаются его остановить.

7/10 Гию Томиока прагматичен и решителен (истребитель демонов)

Гию — Водяная Хашира в Убийца Демонов . Он был одним из первых персонажей, представленных в сериале, и быстро стал союзником Танджиро. Несмотря на то, что он Хашира, он нарушил кодекс Корпуса и позволил Незуко жить, увидев, что она не хочет его убивать.

Он прагматичен и решителен. Он никогда не позволяет своей ненависти к демонам затмить его разум. Трудно понять, что думает Гию в тот или иной момент, так как у него всегда пустой взгляд и он мало говорит.

6/10 Курапика знает и уравновешен (Охотник X Охотник)

Охотник X Курапика Хантера — самый рациональный член основной четверки серии. Он хорошо разбирается в самых разных предметах и ​​всегда старается сохранять спокойствие, особенно в начале сериала.

Он признает, что им движет гнев, и полагается на друзей, которые помогут ему успокоиться. Курапика также очень интуитивен и всегда может сказать, когда за кулисами происходит что-то еще. Вот почему он смог так хорошо прочитать характер Леорио с самого начала.

5/10 Нанами относится к магии дзюдзюцу как к обычной работе с 9 до 5 (дзюдзюцу кайсен)

Джиу-джитсу Кайсен Нанами относится к магии джиу-джитсу как к обычной работе с 9 до 5. Он учился в Tokyo Jujutsu High, стал офисным работником, понял, что ненавидит это, и вернулся к колдовству. Нанами считает, что магия джиу-джитсу чуть менее идиотична, чем трудиться в кабинке, беспокоясь о деньгах по восемь часов в день.

СВЯЗАННЫЙ: 10 персонажей аниме, которые заслуживают собственной серии

Хотя Нанами не питает никакой страсти к своей работе, он, по крайней мере, рад тому, что борьба с проклятыми духами оказывает положительное влияние на мир и помогает защитить невинных людей.

10/4 Хотаро — умный ученик, который никогда не перенапрягается (Хёка)

Хотаро из Хёка — способный ученик, но он никогда не перенапрягается, и его оценки средние. Хотя это может быть воспринято как лень, просто он не хочет прилагать больше энергии, чем необходимо.

На самом деле, самое большое усилие, которое он прилагает к чему бы то ни было, это максимальное сохранение своей энергии. Несмотря на это, интеллект Хёка действительно сияет, когда он демонстрирует свои навыки дедуктивного мышления и способности решать проблемы. Он впечатляющий парень, но он просто не чувствует необходимости хвастаться так сильно, как другие умные аниме-персонажи.

3/10 Киётака Аянокодзи превращает эмоции людей в оружие (Класс элиты)

Киётака намеренно пытается сделать себя как можно незаметнее в Класс элиты . Он поддерживает совершенно средние оценки и, по-видимому, большую часть времени держится особняком. Тем не менее, он устрашающе рациональный парень, который использует эмоции людей в качестве оружия.

Киётака может с удивительной точностью оценивать чувства других людей. Как только он оценит, как они себя чувствуют, он решит, хочет ли он сломить их или помочь им выбраться из трудной ситуации. Киётака, возможно, не проявляет себя в учебе, но его опасное понимание человеческой психики доказывает, что он чертовски умен.

10/2 Сэр Ночной Глаз был деловым про-героем (Моя геройская академия)

Сэр Ночноглаз был деловым про-героем Моей Геройской Академии, которого многие считали вдохновителем яркого образа Всемогущего. Он представлял собой устрашающий образ для публики, но за закрытыми дверями он был совсем другим. У него было отличное чувство юмора, и ему действительно требовалось, чтобы люди рассмешили его, прежде чем он продолжал с ними разговаривать.

Recommended Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *