Аккомпанемент — музыкальное сопровождение. Слово произошло от французского «accompagner»
— сопровождать. Аккомпанемент может быть разным. Сопровождение
певца-солиста поручается или одному инструменту — роялю, гитаре, баяну,
или оркестру. Ария — законченный по построению эпизод в опере (кантате, оратории.)
Арию исполняет певец в сопровождении оркестра. Для арии, как правило,
характерна широкая распевность. По-итальянски «aria» — не только
«песня», но и «воздух», «ветер». Для полноты характеристики героя в
оперу обычно вводится несколько арий, различных по образному содержанию.
Различно бывает и строение арий. Очень часто применяется 3-частная
форма, в которой третья часть является точным повторением первой.![]()
Примером этого может служить, например, ария Сусанина из оперы М. И.
Глинки «Иван Сусанин». Арию часто предваряет оркестровое вступление или
речитатив. Более простое определение оперной арии — большая песня
главного героя. Ария небольшого размера может называться ариеттой или
ариозо. Балет — музыкально-танцевальный спектакль. Слово происходит от итальянского «ballo»
— танец, пляска. Сначала балет был составной частью придворных
увеселений. Самостоятельным жанром балет становится в конце XVIII в.
Исключительно высокие достижения в балетной музыке принадлежат русскому
композитору П. И. Чайковскому, создавшему три балета, ставших
классическими: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В XX
в. классикой балета стали произведения С. С. Прокофьева «Ромео и
Джульетта», «Золушка» и «Каменный цветок». Баркарола — песнь лодочника. Название произошло от итальянского слова «bаrса» — лодка. Пьесы с таким названием имеют спокойный, певучий характер, аккомпанемент нередко имитирует всплеск волн. Бас — мужской певческий голос, самый низкий по звучанию. Болеро — испанский народный танец, который исполнялся в сопровождении
гитары или пения. В его музыке повторяются ритмические фигуры, которые
отстукивались кастаньетами или щелчками пальцев. Болеро часто
встречается в операх и балетах. Широко известна пьеса «Болеро»
композитора М. Равеля. Большой театр — старейший русский театр, основанный в Москве в 1776 г. для постановок музыкальных спектаклей — опер и балетов. Вальс — один из популярнейших бальных танцев, во время которого
танцующие плавно кружатся. Возник на основе народных танцев Австрии,
Чехии, Германии. Крупнейшие композиторы создавали пьесы, написанные в
виде вальсов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, И. Штраус, И. О.
Дунаевский. Вариация — многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Вокализ — вокальное упражнение для голоса или музыкальная пьеса,
написанная для исполнения голосом без слов, с помощью распева звуков. Вокальная музыка — музыка, предназначенная для пения. Гармония — средство музыкальной выразительности, основанное на сочетании многих голосов.
Громкость (динамика) — сила звучания. Другое название — динамика. Для обозначения
динамики применяются музыкальные знаки, которые называются
«динамические оттенки». Основные динамические оттенки — форте (громко) и пиано (тихо). Джаз — род музыки чаще увеселительного, танцевального характера. Истоки
джаза находятся в негритянской народной музыке, которая была
заимствована оркестрами США в 20-е гг. XX в. Выходец из русских
эмигрантов американский композитор Д. Гершвин долго изучал негритянские
напевы, на основе которых создал ряд произведений, принесших джазовые
особенности в классическую музыку («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порти
и Бесс»). Диапазон — широта, объем звучания музыкального инструмента или голоса.
Например, диапазон звучания рояля — восемь октав, а развитого
человеческого голоса — около трех. Песенки для исполнения маленькими
детьми обычно пишутся в так называемом «примарном диапазоне», который
включает в себя всего 4-6 рядом стоящих звуков. Дирижер — музыкант, руководитель хорового или инструментального
коллектива. С помощью приемов-жестов он указывает вступление и окончание
звучания, темп и силу звука, вступления солистов и отдельных групп.
Дирижер должен иметь острый слух, высокое чувство ритма, хорошую
музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра. Длительность звука — долгота звучания. Невозможно написать мелодию,
если все звуки в ней будут одной продолжительности — все длинные или
все короткие. В каждом мотиве одни звуки бывают длинные, другие — более
короткие, что при их написании обозначается специальными знаками. При
записывании звуков нотами, каждая из них имеет свою длительность —
целая, половинная, четверть, восьмая и т. д. Духовой оркестр — оркестр, состоящий из двух групп инструментов —
духовых (в основном — медных) и ударных. Количество участников — от 12
до 100 человек. Благодаря своему звонкому, ликующему звучанию, духовой
оркестр является постоянным участником праздников и парадов. Дуэт — ансамбль из двух исполнителей. Жанр (вид музыки) — разновидность музыкальных произведений. Жанры подразделяются по
характеру, тематике, средствам выразительности, исполнителям. Основные
музыкальные жанры — песня, танец, марш, на основе которых впоследствии
созданы опера, балет, симфония. Запев — начало хоровой песни, которое исполняется одним или несколькими
певцами. После запева песня подхватывается всеми участниками хора,
ведущий певец хора обычно называется запевалой. Импровизация — сочинение музыки во время ее исполнения. В народном
творчестве певцы часто украшают импровизациями свое исполнение. Этим
приемом также пользуются в джазовой музыке. Камерная музыка — инструментальная или вокальная музыка, предназначенная
для исполнения в небольшом помещении. В переводе с итальянского «camera»
означает «комната». К камерной музыке относятся дуэты, трио, квартеты и
другие сочинения, рассчитанные на небольшое число исполнителей. Кант — вид старинной 3-голосной куплетной песни, распространенной в
России в XVI-XVIII вв. Существовали канты разных жанров — торжественные,
лирические, шуточные. Стиль канта был использован М. И. Глинкой при
создании его знаменитого хора «Славься!» в финале оперы «Иван Сусанин». Кантата — вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром. Капелла — профессиональный хоровой коллектив. Квартет — ансамбль из четырех исполнителей. Квинтет — ансамбль из пяти исполнителей. Классика — термин, применяемый по отношению к образцовым, совершенным произведениям искусства. Происходит от латинского слова «classicum»
— образцовый. К области музыкальной классики относятся не только
сочинения великих композиторов, но и лучшие образцы народного
музыкального творчества. Классические произведения отличаются
богатством содержания и красотой и совершенством формы. Про классические
произведения всегда можно говорить, что они современны, так как обычно
они существуют на земле уже несколько веков и всегда доставляют
удовольствие своим слушателям. Это вечная музыка. Классицизм — художественное течение в культуре европейских стран
XVII-XVIII вв. Представители классицизма в живописи, скульптуре и
архитектуре взяли за образец лучшие произведения, которые были созданы
еще в Древней Греции. Музыканты-классики стремились к созданию ясных и
гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений на
сюжеты античного искусства. В музыке наибольшую известность получил так
называемый «венский классический период», во время которого творили
композиторы Гайдн, Моцарт и Бетховен. Композитор — автор, создатель музыкальных произведений. Слово произошло от латинского «compositor»
— составитель, сочинитель. Профессиональные занятия композицией требуют
от музыканта, помимо творческой одаренности, большой культуры и
разносторонних музыкально-теоретических знаний. Композиция — сочинение музыки, вид художественного творчества. Кроме
общей культуры и одаренности композиторская деятельность требует знания
многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии,
анализа музыкальных произведений, оркестровки. Эти дисциплины изучаются
будущими композиторами в консерваториях и училищах. Часто под
композицией имеют в виду строение музыкального произведения,
соотношение и расположение отдельных его разделов. Латинское слово «composition»
означает не только «сочинение», но и «составление». В этом смысле,
изучая музыкальное произведение, про него говорят «стройная композиция»,
«ясная композиция» или, наоборот, «рыхлая композиция». Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение. Итальянское слово «concervatorio»
означает «приют». Первые консерватории появились в начале XIX в. в
крупных городах Европы, а до этого существовали лишь в Париже.
Консерватории имеются во всех музыкальных центрах мира. Старейшие
русские консерватории — Петербургская, основанная в 1862 г., и
Московская, основанная в 1866 г. В настоящее время высшие музыкальные
заведения именуются не только консерваториями, но и музыкальными
академиями, высшими музыкальными школами, институтами и т. д. Контральто — самый низкий по звучанию певческий женский голос. Иногда
композиторы в операх поручают этому голосу мужские роли — Ваня в опере
М. И. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка» Н. А.
Римского-Корсакова. Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений. По видам
исполнения различаются концерты симфонические, камерные, сольные,
эстрадные и т. д. Слово это произошло от двух источников: от латинского «concertare» — состязаться и от итальянского «concerto»
— гармония, согласие. Концертом также называют виртуозное произведение
для солирующего инструмента, с сопровождением оркестра. Концертмейстер — первый, «главный», музыкант в какой-либо группе
оркестра. Например, концертмейстер первых скрипок, вторых скрипок,
альтов, виолончелей и т. д. Ведя за собой участников свей группы,
концертмейстер указывает им приемы исполнения, ему же обычно поручают
ответственное соло. Концертмейстером также называют пианиста, который
помогает исполнителям (певцам, инструменталистам) при разучивании
репертуара и выступает с ними на концертах. Концертный зал — специальное помещение, предназначенное для проведения
публичных концертов. Первые концертные залы появились в начале XIX в.
Раньше концерты проводились в церквях, театрах, салонах, дворцах и
частных домах. Краковяк — польский народный танец. Краковяки — название жителей
Краковского воеводства в Польше; отсюда произошло и название танца.
Краковяк возник из старинного воинственного танца, поэтому сохранил
темперамент, горделивость, женщины пляшут плавно, изящно, а мужчины — с
резкими притоптываниями и выкриками. В XIX в. краковяк был
распространен как бальный танец и нередко встречался в операх и балетах.
Очень популярным является, например, краковяк М. И. Глинки, который
звучит в «польском» действии его оперы «Иван Сусанин». Кульминация — эпизод музыкального произведения, где достигается
наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций. От латинского слова «culmen»
— «вершина». Обычно композиторы стараются подчеркнуть кульминацию
произведения громким звуком, особенными музыкальными эффектами. Куплет — раздел куплетной формы. Обычно мелодия куплета остается
неизменной при ее повторении в других куплетах. Однако словесный текст
каждого куплета разный. Слово произошло от французского «couplet» — строфа. Если в песне есть куплет и припев, то куплетом называется та часть, текст которой при повторении изменяется. Куплетная форма — распространенная форма вокальных произведений, в
которых одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка
варьированном, но при каждом повторении исполняется с новым текстом. В
куплетной форме мелодия должна отражать общий характер песни и подходить
к тексту всех куплетов. Куплетными являются большинство народных песен
— русские, немецкие, итальянские ит. д. Лад — взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность
между собой. Звуки, из которых складывается мелодия, сочиненная на
ладовой основе, обладают различной степенью устойчивости по отношению
друг к другу, и слух реагирует на них по-разному. Лейтмотив — музыкальная тема или часть ее, характеризующая какой-либо
образ, идею, явление. Применяется в крупных музыкальных формах — операх,
балетах, симфониях, повторяясь при появлении данного образа. Например,
лейтмотив Снегурочки в опере Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка». Либретто — литературный текст, лежащий в основе музыкально —
сценического произведения, главным образом оперы. Часто словом
«либретто» называют пересказ краткого содержания оперы или балета. От
итальянского «libretto» — книжечка. Мажор — один из двух (наряду с минором) наиболее распространенный в
музыке ладов. Наиболее распространенным мнением является присвоение
музыке, написанной в мажорном ладу, характера решительного, твердого,
волевого. На итальянском языке слово «мажор» обозначается словом «dur», что значит жесткий. Мазурка — польский народный танец. Название происходит от слова
«мазуры» — так называют жителей Мазовии. Для исполнения танца мазурки
характерны подскоки, постукивание каблучками и шпорами. При сочинении
мазурки композиторы используют пунктирные ритмические фигуры. Марш — пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций и других шествий. Слово происходит от французского «marche»
— ходьба. Часто государственные гимны пишутся в жанре маршей. В жанре
марша написаны многие популярные песни, например «Песня о Родине»
композитора И. О. Дунаевского. Мелодия — осмысленно-выразительная одноголосная последовательность
звуков, объединенных посредством ритма и лада. От греческого слова «melodia» — пение, напев. Меломан — страстный любитель музыки, пения. В прошлом меломанами
называли людей, пылко увлекающихся музыкой, но, по существу, не очень
глубоко. Менуэт — танец французского происхождения, популярный в Европе в
XVII-XVIII вв. Исполняется мелкими шажками (название происходит от
французского «menu» — мелкий). Меццо-сопрано — женский певческий голос, средний между контральто и
сопрано. По характеру звучания и тембровой окраске этот голос близок к
контральто. Для меццо-сопрано написаны многие ведущие партии в
известных операх, например Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. Минор — один из двух (наряду с мажором) наиболее распространенных в
музыке ладов. Окраска минорного лада — мягкая элегическая. По латыни
обозначается словом «moll», что в переводе означает «мягкий». Но в минорном ладу написано и большое количество музыки веселой, радостной, юмористической. Мотив — мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок
мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием.
Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или
рассказать о ее характере. Музыкальная форма — построение музыкального произведения, соотношение его частей. Музыкант — человек, профессионально занимающийся каким-либо видом
музыкальной деятельности: сочинением, дирижированием, исполнением. Напев — небольшая вокальная мелодия. В обиходе часто заменяется словом «мотив». Ноктюрн — мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи. Ноктюрн
пишется главным образом для фортепиано. Происходит от французского «nokturn» — ночной. Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане и
указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Нота
состоит из белой или затушеванной головки и небольшой палочки —
хвостика, идущей вверх или вниз. Слово происходит от латинского «nota» — письменный знак. Нотация — способ записи музыки с помощью особых графических знаков. Слово происходит от латинского «notatio» — записывание. Одночастное произведение — произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части. Опера — вид театрального искусства, в котором сценическое действие
тесно связано с музыкой — вокальной и оркестровой. В переводе с
итальянского «ореrа» — сочинение. Первые оперы были
созданы в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В XIX в. одно из ведущих мест в
мировом искусстве заняла русская музыка, в которой основы национальной
оперы заложил композитор М. И. Глинка. Традиции М. И. Глинки были
блестяще развиты его продолжателями — композиторами А. С. Даргомыжским,
Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, а также композиторами XX
века — Д. Б. Кабалевским, С. С. Прокофьевым, Т. Н. Хренниковым, Р. К.
Щедриным, Д. Д. Шостаковичем. Оперетта — музыкальная комедия. Музыкально-сценическое произведение
комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении
оркестра и разговорными эпизодами. Оратория — вокально-симфоническое произведение из многих частей.
Оратория обычно состоит из чередования хоровых эпизодов, симфонических
фрагментов и вокальных номеров — арий, ансамблей, речитативов.
Отличается от кантаты большим масштабом и развитостью сюжета. Возникла
на рубеже XVI-XVII вв. Жанру оратории близки произведения под названием
«Реквием». Образцы русской оратории возникли в начале XIX в., этот жанр
стал достаточно популярен в XX в. К нему обращаются С. С. Прокофьев
(оратория «На страже мира»), Д. Д. Шостакович («Песнь о лесах»), Д. Б.
Кабалевский («Реквием»). Оркестр — многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов,
исполняющий произведения, специально предназначенные для данного
состава. Иногда оркестры состоят из однородных инструментов, однако
чаще они составлены из разных инструментальных групп. В зависимости от
состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические
возможности и носят разные наименования — духовой, камерный, народных
инструментов, симфонический, эстрадный. Партитура — нотная запись многоголосного произведения для хора, оркестра
или камерного ансамбля. В партитуре сведены воедино партии отдельных
голосов и инструментов. Партитура представляет собой толстую объемную
книгу в жестком переплете, которая при исполнении музыкального
произведения кладется на дирижерский пульт. Партии в партитуре
располагаются одна над другой, построчно. Слово происходит от
итальянского «partitura» — разделение, распределение. Переложение, аранжировка — переработка музыкального произведения,
написанного для определенных голосов или инструментов, с целью
приспособить его к исполнению другими средствами, например, переложению
симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной
песни и т. д. Слово «аранжировка» происходит от французского «arranger» — обрабатывать. Песня — одна из форм вокальной музыки, широко распространенная в
народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в
профессиональной музыке. В наши дни песня бывает эстрадной, хоровой,
массовой, народной и адресована широкому кругу любителей музыки. Полонез — танец польского происхождения. Полонез носит характер
блестящего шествия. Танцующие движется плавно, величаво, слегка приседая
на 3-й четверти каждого такта. Слово происходит от французского «polonaise» — польский танец. Припев — часть куплетной формы. Обычно в песне припев следует после
запева. Но при повторении припева его слова и мелодия не меняются. Программная музыка — инструментальная музыка, в основе которой лежит
программа, т. е. какой-либо конкретный сюжет. Программность музыки
может излагаться в ее названии (например, сюита «Картинки с выставки» М.
П. Мусоргского, увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского), в
эпиграфе (Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича: «Моему родному городу
Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается») или в
специальной программе, которая подробно рассказывает о содержании музыки
(«Фантастическая симфония» Г. Берлиоза). Ритм — чередование различных длительностей звуков в музыке, коротких и
длинных. Один из основных элементов выразительности мелодии. Слово
происходит от греческого «rhythmos» — соразмерность. Романс — произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Жанры романса разнообразны — лирика, сатира, повествование и др. Большое
распространение в России романс получил в XIX-XX вв. Классические
образцы романсов создали композиторы М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский,
Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Романтизм — художественное течение в культуре на рубеже XVIII — XIX вв.,
которому свойственны пылкость, возвышенная устремленность идей.
Романтизм стал прародителем новых музыкальных жанров — баллада,
фантазия, поэма. Крупнейшие музыканты-романтики: Ф. Шуман, Ф. Шопен, Ф.
Лист. Рондо — музыкальная форма, состоящая из многократного построения
основного раздела — рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо
начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы круг. Оно и
происходит от французского слова «rond» — хоровод, хождение по кругу. Симфонический оркестр — музыкальный коллектив, наиболее совершенный и
богатый по своим выразительным возможностям. Крупные симфонические
оркестры насчитывают более 10 музыкантов. Возможности этого оркестра
очень велики. Современный оркестр состоит из четырех основных групп:
струнная группа, группа деревянных духовых, группа медных духовых и
группа ударных инструментов. Симфонический оркестр — непременный
участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также
кантат, ораторий. Симфония — произведение для оркестра, написанное в форме сонатного
цикла. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла — до 6-7 частей, и
в виде неполного — вплоть до одночастных. Слово происходит от
греческого «simphonia» — созвучие. Широкой известностью
пользуются симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С.
С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Некоторые симфонии являются
программными — «Фантастическая» Г. Берлиоза, «Патетическая» П. И.
Чайковского, «Пасторальная» Л. Бетховена. Солист — исполнитель музыкального произведения, предназначенного для
одного голоса или инструмента. В опере солист — исполнитель
ответственной роли. Соло — эпизод в вокально-симфоническом, камерном, хоровом произведении,
выполняемый одним певцом или инструментом. Слово происходит от
итальянского «solo» — единственный, один. Соната — произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Слово происходит от итальянского «sonare» — играть на каком-либо инструменте. Сопрано — самый высокий женский певческий голос. В музыкальной практике
бывает сопрано драматическое, лирическое и колоратурное. Слово
происходит от итальянского «sopra» — наверху, выше. Тема — мелодия, обычно короткая, выражающая основную мысль произведения и
являющаяся материалом для дальнейшего развития. По-гречески «thema» — то, что лежит в основе. Тембр — специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному
инструменту или голосу. Характер тембра зависит от обертонов,
сопровождающих звук, и их относительной силы. Тембр может быть глухим,
звонким, ясным и др. Темп — скорость движения. Темп произведения зависит от его характера,
настроения, содержания. Отклонение от правильного темпа ведет к
искажению содержания. Слово происходит от латинского «tempus» — время. Тенор — самый высокий по звучанию мужской певческий голос. Различаются
две основные разновидности тенора: лирический — мягкий по тембру,
нежный, и драматический — более сочный, крепкий. Кроме певческого голоса
тенором еще называют медный духовой инструмент среднего регистра,
отличающийся теплым и насыщенным тембром. Трио — ансамбль из трех исполнителей с самостоятельной партией у каждого
из них. Трио также называются произведения для такого ансамбля.
Вокальные трио именуются терцетами, существуют как камерный жанр. Слово
«трио» также означает среднюю часть в некоторых музыкальных пьесах
3-частной формы — танцах, маршах, скерцо. Трубадур — странствующий поэт и певец во Франции в эпоху Средневековья. Слово произошло от провансальского «trobar» — изобретать, слагать стихи. Главные темы в искусстве трубадуров — воспевание любви, подвигов, красоты природы. Труппа — творческий коллектив артистов театра. Туш — краткое музыкальное «приветствие» фанфарного склада. Исполняется обычно на торжественных церемониях. Увертюра — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным
представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища.
По-французски слово «ouverture» — означает «открытие». Фольклор — устное народное творчество (староанглийское слово «folklore»
— означает «народная мудрость»). Музыкальный фольклор включает в себя
песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю,
быт, стремления, думы. Основная область музыкального фольклора —
народная песня. Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема
проходит в разных голосах. В переводе с латинского слово «фуга» означает «бег».
Высшего своего развития фуга достигла в творчестве немецкого
композитора И.-С. Баха. Часто фуга исполняется в сочетании с другими
музыкальными пьесами — прелюдией, токкатой, фантазией. Хор — певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку,
преимущественно многоголосую. Различаются однородные (мужские и
женские), смешанные и детские хоры. Слово происходит от латинского «chorus» — толпа, собрание. По манере исполнения хоры делятся на академические и народные. Хормейстер — дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют помощника
руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании
репертуара. Ответственный руководитель хорового коллектива в оперном
театре также именуется хормейстером. Хота — испанский народный танец, исполняется в быстром темпе,
сопровождается игрой на гитаре, мандолине, щелканьем кастаньет. Жанр
хоты использован М. И. Глинкой при создании его испанской увертюры
«Арагонская хота». Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении
небольшого куплета. Появились в начале XX в. Слово «частушка»
произошло от слова «частый», много раз повторяющийся. По содержанию
частушки бывают сатирические, озорные, лирические и др. Медленные
любовные частушки обычно называются страданиями. Шарманка — механический духовой инструмент, получивший распространение в
среде бродячих музыкантов Европы в начале XVIII в. Шарманка — небольшой
ящик, внутри которого помещен механизм из трубки, меха и валика. При
вращении рукоятки звучит какая-либо музыкальная пьеса, обычно очень
простая по мелодическому рисунку. Пьеса «запрограммирована» в шарманке,
поэтому игра на ней не требует особых навыков. Шумовой звук — звук не имеющий (в отличие от музыкального) ясно
выраженной высоты. К шумовым звукам относятся гул, треск, звон, шорох и
др. Некоторые шумовые звуки нашли применение в музыке: барабанная
дробь, щелканье кастаньет, удары тарелок и др. Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. По-гречески «elegeia» — жалоба. Эстрадный оркестр — укоренившееся в нашей стране название оркестра,
который исполняет «легкую» музыку. В такой оркестр входит группа духовых
инструментов, набор ударных, фортепиано, гитары, иногда несколько
скрипок. Юмореска — небольшая пьеса юмористического, причудливого характера. В
музыке популярностью пользуются музыкальные пьесы под названием
«Юмореска» композиторов А. Дворжака, Э. Грига, П. И. Чайковского, С. В.
Рахманинова.
Источник: http://www.pandia.ru/text/77/413/61667.php http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/MUZSLOWAR/music.txt — музыкальный словарь в рассказах http://www.i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye54.html http://musica.vladimirschool36.edusite.ru/p37aa1.html
|